Храм Святителя Митрофана Воронежского

Для чего ходить в воскресную школу

В этом году в нашей воскресной школе появились новые преподаватели. О том, для чего взрослому человеку полезно прийти на занятия, чему на них учат, и как может измениться его жизнь благодаря этим знаниям, – в интервью с преподавателем старшей группы Александром Калентьевым.

— Александр Александрович, как вы стали преподавателем воскресной школы?

— В 2006 году я по телевизору увидел выступление отца Олега, в котором он звал в воскресную школу при Кирилло-Мефодиевском храме города Уфы (протоиерей Олег Самойлов, ныне настоятель Митрофана Воронежского храма – прим.ред.). Я стал ходить туда, где познакомился с преподавателем взрослой воскресной школы Горбуновым Владимиром Максимовичем. С отцом Олегом мы постоянно общались, я к нему с вопросами подходил постоянно. А в 2010 году, вместе с Владимиром Максимовичем стали издавать приходскую газету «Воскресение». И потом как-то так сложилось: я всегда знал, что есть отец Олег, он знал, что есть я. Я все эти годы ходил в воскресную школу, и в конце концов мне сказали, что пора расти. В течение трех лет я учился на богословских курсах при Уфимской епархии, в 2014 году закончил их, по специальности «катехизатор». Все это время продолжал посещать воскресную школу, потому что у нас были различные проекты: хор взрослой воскресной школы Кирилло-Мефодиевского храма г.Уфы «Свет», которым руководит Ольга Геннадиевна Самарина, так же окончившая в своё время Епархиальные богословские курсы, приходское консультирование. Ну и, как староста класса, я зачастую оставался вести занятия вместо преподавателя. А когда в воскресную школу Митрофано-Воронежского храма понадобился преподаватель, отец Олег пригласил меня сюда.

— Вам досталась взрослая группа нашей воскресной школы. Это, с одной стороны, может быть легче, чем с детьми, с другой, — тяжелее. В чем особенности преподавания для взрослых?

— С детьми, может быть, и проще было бы, потому что дети, как белый лист бумаги, они впитывают все. Вопросы у них если и возникают, то достаточно простые. Взрослые учащиеся воскресной школы – это люди со своими взглядами, мировоззрением, опытом. Вопросы у них бывают настолько серьезные. Чтобы ответить на них, надо обладать огромным багажом знаний и опытом. А этот опыт я приобрел, занимаясь приходским консультированием. Помню, я всегда старался выбирать особенные, праздничные дни, когда определенный контингент в церковь идет и начинает с тобой разговаривать. Может быть, один раз в год. Знаете, бывают очень сложные вопросы. Например, как уберечься от самоубийства. Или из других сектантских конфессий приходят и хотят нашу церковь опорочить, выставить в неприглядном свете.

— А были ли такие примеры, когда через душеспасительные беседы, занятия в воскресной школе, люди резко менялись? И если да, как Вы этого достигали? Как вести занятие, что говорить, какие слова подбирать?

— Как подбирать слова…(задумывается). Вообще я преподаю Евангелие, и если от него отталкиваться, то в принципе, люди как-то сами начинают расти, у них в голове все складывается. К сожалению, не всегда. Помню, был у нас один учащийся, страдавший пристрастием к наркотикам, который, посещая воскресную школу, спасался от зависимости. Хороший и добрый человек, участвующий в жизни школы и прихода. Ходил он, ходил, а потом ему захотелось попробовать что за такой новый наркотик «крокодил». Человек сгорел буквально за несколько месяцев. К сожалению такие примеры есть и они надолго оставляют на сердце рану, что в чем-то недоработали. Одно могу сказать, что, давая человеку знания о Боге, о Евангелие, мы даем человеку выбор. Чтобы он сам себе сказал: я буду служить Господу. Такие люди в школе остаются, и после ее окончания они служат при храмах: кто что умеет, кто чем может. Воскресная школа никого кардинально не меняет. Она помогает тем людям, которые ищут Бога, за короткое время ответит на все насущные вопросы. А уже потом с Божией помощью люди меняются. По себе могу сказать, что я ответы на эти вопросы искал десять лет, а когда пришел в воскресную школу, нашел их за год.

— Сколько человек сейчас у Вас занимается в группе?

— Около 14-ти.

— Насколько я знаю, вы даже журнал посещаемости ведете. Вы за строгую дисциплину?

— Ну вообще любая школа подразумевает дисциплину, ответственность. Поэтому, как показатель этого, да, есть журнал. Но я в нем что записываю: фамилии учеников, телефон, дату рождения и именин. Я, конечно, должен знать, кто как ходит, чтобы если человек перестает ходить, хотя бы поинтересоваться, что случилось. Может быть, чем помочь нужно. А не для того чтобы двойки-тройки-пятерки ставить (смеется).

— Для воскресных школ разработан специальный образовательный стандарт, программа. Что она подразумевает?

— Программа, методическое пособие действительно существует. Но поскольку я сам уже преподавал и долго ходил в воскресную школу, процесс в принципе уже отработан. Вообще же я свою воскресную школу хочу видеть, как приходскую общину. Мы все видимся, все друг друга знаем. В планах у меня много проектов, дай Бог, все получится.

— А что это за проекты?

— Например, создание любительского хора взрослой воскресной школы. Ведь песня, как и молитва, благотворно влияет на душу, и с ее помощью тоже можно вести просветительскую деятельность. Опять же приходское консультирование. Это служба, направленная на то, чтобы помочь человеку, первый раз пришедшему в храм, условно говоря, порог переступить. Ответить на какие-то его вопросы, связанные с Богом. Такие службы в свое время начали создавать в Санкт-Петербурге, теперь есть даже специальное пособие по приходскому консультированию.

— Оно учит как избежать ситуаций, когда человека, впервые пришедшего в храм, встречает строгая бабушка, которая строго говорит, то нельзя, это нельзя, а в результате человек разворачивается и уходит?

— Совершенно верно. Приходское консультирование как раз и направлено на то, чтобы его в храме встретил доброжелательный человек, который объяснит, как себя вести. И если даже он что-то нарушает, не сделает ему такое замечание, что он, покраснев, выбежит из храма и никогда не вернется. А напротив спокойно объяснит, например, куда свечку поставить, где какой святой. Покажет, что его ждут, а не хотят выгнать.

— Что бы Вы ответили такому человеку на вопрос, зачем ему идти в воскресную школу?

— Обычно я всегда говорю: приходите в нашу воскресную школу, будете знать о Боге. Для чего нужно веровать в Бога, для чего нужно служить Ему. Какое место в жизни занимает Бог. Как могут помочь в жизни молитвы.

— А как преподаватель воскресной школы, чего вы ждете от своих учеников. Какая Ваша конечная, идеальная цель?

— Прежде всего, конечно, как я уже сказал, хочу создать общину воцерковленных людей, которых не нужно будет просить о чем-то, а которые сами буду предлагать свои идеи, помощь. Что касается отдельного человека, то, конечно, чтобы человек стал другим. Я читал, что процесс воцерковления продолжается порядка семи лет. И воцерковленный человек – это совершенно другой человек. Он может и свою гордыню смирить, и свое «я» спрятать. Перестает быть эгоцентричным, становится Христоцентричным. Он начинает жить не для себя, а для других.

(874)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели